Комментарий редактора сайта:
От имени всего большого и иногда дружного коллектива "Лаборатории принятия решений" (включая котеек), поздравляем всех с Днем знаний, который был вчера, но это фигня.
В качестве поздравительной открытки предлагаем вашему вниманию текст выступления Елены Некрашевич перед родителями первоклассников Первоуральска на городском детском фестивале "Город ПРОФИ" второго сентября 2019 года.
Читайте. Делайте выводы. А, если что, "Лаборатория" подскажет, как принять грамотное решение.
Профориентация для первоклассника: Когда и как начинать, чтобы не было мучительно, больно и, впоследствии, бесполезно.
Добрый день! Меня зовут Елена Некрашевич, я психолог-профконсультант.
Уже больше 20 лет я помогаю школьникам и взрослым в вопросах выбора профессии и путей получения образования, смены профессии, преодолении карьерных кризисов.
Прежде всего, позвольте поздравить всех присутствующих с началом нового большого этапа для Вас и Ваших детей – школьной жизни! Вас вместе с Вашим ребенком ждет многое, в том числе и радость от познания нового, и тяжкий труд, связанный с преодолением себя, и достижение новых вершин самосовершенствования. Также не обойдется без обид и разочарований, и дай Бог каждому родителю оказаться на должной высоте в данной ситуации, став надежной опорой и поддержкой для своего ребенка.
Нашу сегодняшнюю встречу я хотела бы посвятить обсуждению некоторых вопросов, связанных с планированием профессионального будущего для детей, только-только вступающих в школьную жизнь.
Какова же в данном вопросе должна быть позиция ответственного родителя?
Решать проблемы «по мере их поступления», отложив планирование дальнейшей судьбы поближе к окончанию школы?
Или, не пуская дела на самотек, с первых школьных дней взять под неусыпный контроль всю жизнь ребенка, управляя его временем, организуя его занятия в школе, кружках, секциях, посещение репетиторов?
Или просто стать юному человечку надежным и поддерживающим старшим другом, которому не страшно доверить все свои сомнения и горести, на помощь которого можно рассчитывать в любой сложной жизненной ситуации?
Увы, моя личная консультационная практика показывает, что первые два варианта родительского поведения встречаются гораздо чаще, чем хотелось бы.
И если в первом случае (условно назовем его попустительским отношением) квалифицированная помощь профконсультанта практически всегда оказывается в состоянии снять «остроту вопроса», когда приходит время принимать ответственные решения, а у подростка, как выясняется, нет в запасе не только «Плана Б», но и «Плана А», то во втором случае (опять же условно – директивная позиция) ситуация оказывается гораздо сложнее.
Горько это признавать, но в большинстве случаев за неудовлетворенностью взрослыми своей профессиональной судьбой стоит именно родительская позиция, принятая в момент наступления ответственного выбора, а зачастую – даже раньше, когда до времени окончательного решения еще, казалось бы, много времени.
Социологические опросы старших школьников показывают, что примерно каждый второй принимает решение о выборе профессии, исходя из мнения родителей. А насколько это мнение обоснованно и объективно?
Психологами выявлено достаточно много случаев, когда родители, казалось бы, искренне заинтересованные помочь своему ребенку в достижении «светлого будущего», совершают ряд ошибок.
Наиболее распространенные из них – это так называемые ошибки амбиций, когда ребенок (естественно, неосознанно!) используется для решения личностных проблем своих родителей (например, родители хотят видеть свое чадо выдающимся музыкантом, спортсменом, врачом, юристом и т.п. только потому, что сами не сумели состояться на данном поприще).
Именно поэтому мы часто встречаем людей, которые окончили музыкальную школу, но при этом больше ни разу не брали инструмент в руки, людей, которых отчислили из выбранного родителями института из-за плохой успеваемости. По мнению психологов, таким образом дети хотят доказать своим родителям, что они имеют право жить своими собственными, а не навязанными им интересами.
В психологии профессионального выбора существует понятие так называемой «навязанной профессиональной идентичности» - когда субъект профессионального самоопределения «делегирует» родителям или другим посторонним людям решение вопроса своего профессионального выбора.
Психолог Мария Пирогова объяснила, в чём проблема:
«Подобные навязывания накладывают серьёзный отпечаток на самооценку ребёнка и формирующуюся личность, потому что обязанность следовать чужому мнению и оправдывать чужие ожидания всегда ставит своеобразный блок на внутреннее саморазвитие и формирование самооценки через своё видение мира.
Довольно часто люди, следующие родительским сценариям, так и не реализовываются в жизни, потому что им недостаёт истинной внутренней мотивации и самоконтроля: они действуют только с оглядкой на чужую оценку.
Например, в выбранной профессии они не добиваются больших результатов, учатся без удовольствия, работают без удовольствия и даже могут построить карьеру, но так никогда и не почувствуют себя по-настоящему свободными и счастливыми».
Еще одна проблема – это следование «продвинутыми» родителями сложившимся в обществе стереотипам. Например, тренд современного общества – так называемое «раннее развитие ребенка», предполагающее посещение самых разнообразных кружков, курсов, студий и секций, где его чему только ни учат: танцам, рисованию, иностранным языкам, лепке и т.п. Казалось бы, ничего плохого в разностороннем развитии ребенка нет, за исключением одного НО: эти школы, кружки и секции выбрали за ребенка родители, а его мнением при этом часто забыв поинтересоваться.
В результате часто имеем следующую картину: ребенок, деля свое время между общеобразовательной школой, музыкальной школой, спортивной секцией и т.п. – оказывается полностью выбит из колеи, когда его спрашивают: а чем бы ты хотел заняться в свое свободное время? Выясняется, - он настолько привык к тому, что за него все порешали и распланировали, что оказывается совершенно не в состоянии самостоятельно организовать свою деятельность, а вопрос: что тебе нравится? – вызывает настоящий ступор.
Кроме этого, страх несоответствия родительским ожиданиям приводит к тому, что (опять же по оценке школьных психологов) из каждых десяти детей, посещавших различные секции или кружки, семь человек долгое время ходили в секции или кружки, которые им не нравились, из-за родителей. Боялись запрета бросить нелюбимое дело.
Отдельная болезненная тема – это судьба детей, с ранних лет и долгое время занимающихся в спортивных секциях, мечтая о «большом спорте», у которых спортивная карьера по тем или иным причинам не сложилась.
Здесь последствия могут быть самыми серьезными: депрессии и иные нервные расстройства (обсессивно-компульсивные расстройства, панические атаки), заниженная самооценка, дефицит мотивации на достижение успеха, - все это мешает им впоследствии адекватно подойти к вопросу планирования своей профессиональной судьбы и обрекает на существование неудачника.
Возникает вопрос: так что же, музыкальные и художественные школы, спортивные секции – это все не нужно? Конечно же, нужно. Естественно, есть дети, с ранних лет проявляющие незаурядные способности к наукам, музыке, танцам, отдельным видам спорта – вот им для развития подобные учреждения совершенно необходимы. Но такие яркие проявления – достаточно редкое явление, а так хочется, чтобы гениальность «прорезалась» в моем собственном ребенке!
В связи с этим необходимо сделать еще одно предостереженье. Здесь речь идет о недобросовестных поставщиках услуг по так называемому «раннему выявлению талантов» с помощью биометрического тестирования по отпечаткам пальцев, астропсихологии, сканирования биотоков мозга и других методов.
Помните: официальная наука не признает никакой диагностики с целью раннего выявления специальных способностей, ибо в возрасте 6-7 лет и ранее можно вести разговор только о задатках – психофизиологических предпосылках для развития общих способностей, которые, за редкими исключениями, присутствуют у всех детей.
Повторяю, речь в данном случае не идет о наличии исключительных способностей, которые проявляются в раннем возрасте в виде выраженного интереса к отдельным видам деятельности – эти способности видны, что называется, «невооруженным взглядом» без всяких горе-диагностов, антинаучность методов которых подтверждена, в частности, выводами комиссии по лженауке Российской Академии Наук.
Поэтому совет родителям, которые хотят убедиться в наличии у ребенка каких-то необыкновенных способностей – покажите его специалисту (музыканту, художнику, спортсмену и т.п.) – и выслушайте его экспертное мнение о целесообразности углубленного обучения по данному профилю. Только одно маленькое условие: этот специалист не должен быть заинтересован в частных учениках по своему предмету. В противном случае – неминуемы негативные последствия для личности ребенка из-за неадекватности полученных результатов затрачиваемым усилиям.
Подводя итог сказанному, хочется посоветовать родителям первоклашек – пожалуйста, скажите себе следующую волшебную фразу: «Я люблю своего ребенка и буду любить вне зависимости от его школьных успехов. Мой ребенок – настоящее чудо, это уникальная и неповторимая личность, и я ценю его таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким я хотел бы его видеть».
И помните: никакая «навороченная» студия или секция не даст Вашему ребенку того, что можете дать Вы в ходе совместного обсуждения прочитанной книжки, просмотренного спектакля или кинофильма, прогулок на природе или посещения музея – удовлетворение его потребности в безопасности, в общении, возможность сформировать и высказать свою точку зрения, иными словами – осознать себя самодостаточной и успешной личностью, безусловно заслуживающей положительного к себе отношения и верящей в достижение любых поставленных целей.
Благодарю за внимание. Принимайте грамотные решения!
Текст: Елена Некрашевич
Источник: https://www.labprir.com
Comments