Профориентация – широкое и многогранное поле деятельности, находящееся на «стыке» психологии, педагогики и экономики. Тема профориентации набирает популярность на фоне роста потребности в ней различных субъектов (отдельных людей, государства).
Поэтому часто этим понятием называют деятельность, являющуюся отдельным узким направлением профориентации, которое используется для решения конкретных задач. Либо приходится сталкиваться с некоторыми «деятелями», которые за профориентацию выдают нечто, не имеющее к ней отношения, при этом иногда используются откровенно жульнические и шарлатанские схемы.
Сегодня мы разберем, кто такие психотерапевты и профагитаторы, и чем они отличаются от профконсультантов. В следующий раз мы расскажем вам, как не попасть к настоящим шарлатанам.
– Для начала разберем, кто такие психотерапевты.
– Психотерапевт – это специалист, как правило, с медицинским образованием, который лечит нервно-психические расстройства людей. Психотерапия направлена на оптимизацию эмоционально-психологического состояния клиента, в том числе путем работы с его мотивами, установками, ценностными ориентациями и так далее.
– Профконсультирование связано с психотерапией?
– Профконсультации – это частный случай психологических консультаций, но его особенность и уникальность в том, что профконсультант не воздействует на взгляды, оценки и суждения клиента, а принимает их как «вводные данные». Конечно, во время работы психолога с клиентом в рамках профконсультации может происходить какая-то корректировка, но профконсультант не ставит это своей целью.
Второе отличие – у профконсультанта психодиагностика с помощью набора тестов является обязательной. Психологическое консультирование чаще всего обходится без использования психологических тестов, но в профориентации добиться результатов без тестирования практически невозможно.
Грубо говоря, профконсультант видит клиента впервые.
Если клиент сам не может толком сказать, какие у него есть способности и к чему он испытывает предрасположенность, то консультант должен помочь клиенту ответить на эти вопросы.
– Вы рассказали про отличия, а есть ли что-то общее у этих понятий?
– Да, безусловно. В процессе консультирования при совместной работе консультанта и клиента по осознанию мотивов, стремлений и намерений человека может достигаться психотерапевтический эффект. У клиента формируется адекватная самооценка, он начинает более четко осознавать собственную индивидуальность (уникальность, непохожесть на других), в результате появляется уверенность в себе.
Могу рассказать на примере: ко мне пришла выпускница девятого класса, решившая уйти из школы и поступить в колледж. У неё были серьёзные проблемы с математикой, родители даже опасались, что на экзамене она получит двойку. В итоге она сдала экзамен и недотянула до «пятерки» всего три балла (для любителей математики – оценка по стобалльной шкале). После профконсультации она поняла, чем она сильна как личность, это помогло ей обрести уверенность в себе и добиться неожиданных результатов.
– Получается, что психотерапевты и профконсультанты отнюдь не антагонисты?
– Совершенно верно. Иными словами, психотерапевт и профконсультант – это люди, которые работают разными методами, но имеют единый результат – человек учится решать свои проблемы.
Другое дело,
если вам нужно понять «как жить дальше, дорогая редакция» - это вопрос, скорее, к психотерапевту. Если вы выбираете профессию – профконсультант.
– С психотерапевтами всё понятно, а кто же такие профагитаторы?
– Начнем с самого понятия «профагитация».
Изначально профагитация представляла собой цепь информационных мероприятий, направленных на то, чтобы повысить престиж и привлекательность массовых рабочих профессий в глазах молодежи.
Всё началось во времена хрущевской «оттепели» в конце 50-х – начале 60-х. В то время на рынке рабочей силы обнаружился перекос, рабочие профессии популярностью у молодежи не пользовались, но заводы и колхозы без людей функционировать не могут, поэтому государство начало использовать пропагандистские методы. Школы брались под шефство предприятиями, создавалась целая система, где с детства воспитывались будущие работники для нужных государственной экономике отраслей.
После 90-х годов, когда повально начались закрываться предприятия, у молодежи создалось впечатление, что на предприятиях нестабильно, и это мысль до сих пор сидит в сознании молодых ребят.
А Урал – это промышленный край, и многие предприятия до сих пор испытывают дефицит рабочих кадров.
В современном мире профагитация направлена на популяризацию и повышение престижности профессий, где ощущается дефицит предложений со стороны потенциальных работников.
– В чем, на ваш взгляд, минусы профагитации?
– Тут лучше говорить нео "минусах", а об "особенностях". Основная особенность профагитации – безадресность, отсутствует индивидуальный подход: интересы, стремления и способности личности, по сути, в расчет не принимаются. Человека убеждают в том, что он должен идти туда, где будет «востребован».
Профагитация – это комплекс мероприятий, носящий информационно-рекламный характер, направленный на повышение привлекательности отдельных профессий. Создание их положительного имиджа.
– Профагитация связана с профориентацией?
– Профагитацию можно рассматривать как составную часть профориентации в широком смысле слова.
Профориентация включает профинформирование (знакомство с миром профессии и миром труда), профконсультирование (адресная помощь в виде консультации в выборе профессии), профподбор и профотбор (выбор кандидатов на те или иные вакансии). Иными словами,
профагитация – это узенький сектор профориентационной работы.
– Почему эти понятия часто путают?
– Беда состоит в том, что многие структуры, которым по роду деятельности предписано заниматься профориентацией, сводят свою работу именно к профагитации.
Например, в школах часто обязанность вести профориентационную деятельность падает на плечи завуча по воспитательной работе, который, как правило, не имеет специального образования психолога.
В результате проводить профконсультирование, а особенно индивидуальное, в школе невозможно, а вести профориентационную работу вышестоящие органы требуют. И тут встает выбор, что проще сделать – либо принять шестьдесят учеников выпускных классов и с каждым провести скрупулёзную работу по выбору профессии, либо отправить всех учеников на экскурсию на промышленное предприятие.
Учебные заведения преследуют свои интересы – им надо обеспечить приток абитуриентов и сохранить финансирование, поэтому они тоже занимаются профагитацией.
Во многих высших учебных заведений создаются профориентационные центры для выпускников школ, но каждого, кто к ним обращается, они рассматривают, прежде всего, как потенциального студента. И помогают выбрать клиенту будущую профессию, которую он мог бы получить на одном из их факультетов.
У службы занятости интерес свой. Формально они предоставляют услуги по профориентации, но зачастую они рекомендуют человеку пойти учиться на образовательные курсы в те учебные заведения, с которыми у них есть договорные отношения, либо рекомендуют трудоустроиться на какую-нибудь из имеющихся в их базе вакансий.
– Выходит так, что профагитация – это всегда плохо?
– Нет, профагитация – это само по себе ни хорошо, ни плохо. Главное, как ей пользоваться.
Ошибку делают те, кто всю профориентацию пытаются подогнать под понятие профагитации.
У профагитации есть очень важная положительная черта – она способна сломать ложные стереотипы, которые в обществе устоялись, относительно труда тех или иных профессий. Например, детей приводят на завод, показывают чистые цеха, где всё роботизировано и люди только стоят и кнопки нажимают, а чумазого рабочего в грязной спецовке там уже не встретишь.
Дети понимают, что на предприятиях сейчас условия труда совершенно далеки от их представлений, и что любое предприятие – это, прежде всего, освоение новых технологий. Профагитация расширяет кругозор.
Но надо понимать, что профагитация в чистом виде не сможет ответить на вопрос, подойдет или нет та или иная профессия человеку.
– В заключении расскажите нам, в чем «коварство» тотальных уроков профориентации 1 сентября (вводились одно время в школах - прим. ред.)?
– Такие уроки не расширяют кругозор детей, нам предъявляют одного конкретного человека, который рассказывает, как он добился успеха. Его
личный уникальный опыт не является универсальным для всех.
Кому-то его рекомендации из жизни помогут, а кому-то даже могут навредить.
У каждого из нас свой путь, который необходимо пройти. Пусть мы в чем-то ошибемся, но это будет личный опыт, из которого нужно извлечь полезные уроки.
– То есть равняться на кого-то неправильно?
– Каждый человек должен сам понять себя и свои сильные стороны, чтобы построить свою жизнь.
Каждому надо не просто предлагать варианты профессий, людей следует научить самостоятельно ориентироваться в море возможностей.
Хочется ещё уточнить, что сильными сторонами являются качества, которые помогут достигнуть поставленных целей.
А слабые стороны – это качества, которые в достижении персональных планах будут скорее помехой.
Человеческие качества не делятся на хорошие и плохие. Повышенная эмоциональная чувствительность для артиста – это хорошо, а для диспетчера в аэропорту уже не желательна.
– Ну ведь сейчас мы обсудили варианты, в принципе, позитивные. А есть ли «подводные камни»?
– К сожалению, как на всяком рынке, раз есть спрос, значит, есть и жулики…
– Хорошо, поговорим об этом в другой раз.
– Обязательно.
– Ну вот, мы и определили один из вопросов следующей беседы! А пока, Елена, большое вам спасибо за встречу, ну и ждем продолжения.
– Спасибо большое. До новых встреч. Принимайте грамотные решения!
Получите больше информации на сайте Кабинета профориентации и карьерных консультаций «ЛАБОРАТОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ».
Особенно рекомендуем больше статей из авторских рубрик «Беседы с профконсультантом», «Профориентация. Техника безопасности» и «"Лаборатория" для Вас».
В оформлении использованы рисунки Роба Гонсалеса.
Opmerkingen