С сегодняшнего дня мы начинаем публикацию серии небольших бесед, посвященных профориентацонному и карьерному консультированию, его специфике и роли в жизни современного человека.
На вопросы отвечает
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. Когда идут к профконсультанту?
– А действительно, когда?
– Вопрос профессионального определения стоит сегодня остро и в дальнейшем его роль, скорее всего, будет только возрастать. Мы живем в эпоху, когда профессии рождаются, достигают пика востребованности и теряют актуальность буквально у нас на глазах, а жизненные обстоятельства практически вынуждают нас искать и находить новые точки приложения своих талантов и способностей.
Сегодня на Земле существует более 50 тысяч профессий и специальностей. Человек, способный полноценно ориентироваться в этом океане возможностей, - крайняя редкость.
Особенно если это молодой человек, стоящий перед выбором, который, возможно, определит все его будущее.
Кроме этого, не будем забывать – сегодняшняя реальность иногда подкидывает нам ситуации, когда человек, вполне успешный в профессиональной жизни, вынужден резко сворачивать с, казалось бы, успешной и надежной колеи.
Причиной могут быть и личные обстоятельства, и внешние факторы, тот же экономический кризис, например.
Ну и надо помнить об еще одном факторе: иногда самый оптимальный выбор оказывается попросту недоступен. Причины могут быть и личные, и географические, и экономические, и, не в последнюю очередь, медицинские противопоказания. Перед человеком встает необходимость пересмотреть уже составленные и «вымечтанные» жизненные планы. Тоже зачастую не самое простое решение…
– Так в каком возрасте есть смысл обратиться за консультацией?
– Да практически в любом. Только надо помнить – в разном возрасте, как правило, и проблемы разные, а значит, и способы поиска их решения не могут быть универсальными.
Одни вопрос – молодые люди от 14 до 20 лет, возраст, разумеется, приблизителен. Именно с этого возраста проблема выбора профессионального пути в жизни становится актуальной и осознанной. Надо не просто выбрать путь. Надо осознать свои практические действия на этом пути. Например, принять решение о дальнейшем обучении. Согласитесь, обидно на четвертом курсе вуза понять, что время, а иногда и значительные деньги, потрачены зря. Будущая работа разочаровывает, и варианта два – заниматься нелюбимым делом или резко менять курс.
Часто обращается молодежь до 30 лет.
После окончания учебного заведения они приступают к профессиональной деятельности. Спустя некоторое время с некоторым изумлением молодые люди сталкиваются с такой ситуацией, что деятельность трудовая от учебной очень отличается.
На рабочем месте от них требуется иные навыки и компетенции, чем те, которые они получали во время учебы. Они погружаются в трудовые будни, испытывая некоторый душевный дискомфорт, который психологи называют «кризис адаптации». Это далеко не всегда означает, что они ошибочно выбрали свою профессию. Но именно эти и им подобные мысли начинают их терзать: ту ли профессию они получили, то ли учебное заведение они закончили, на том ли месте они работают.
Другая ситуация – взрослый человек, имеющий профессиональный опыт. Особенно если этот опыт успешный. Но даже в этом случае никто не застрахован от ситуации профессионального кризиса.
– Хорошо. Понятно, что верхней планки не существует. А как быть с теми, кому еще нет 14-и? Вы их сознательно не упомянули? Или им еще рано задумываться о будущем?
– Не совсем так. Ребята, не достигшие 14-летия, как правило, требуют совсем другого подхода. Тут основная роль и ответственность принадлежат социальному окружению подростка, прежде всего – семье.
Именно семья может и должна сделать все, чтобы к 14-ти годам из маленького человечка сформировался ответственный молодой человек, социально зрелый и адекватно воспринимающий окружающую реальность, и понимающий баланс между собственными стремлениями, талантами и навыками.
Тогда помощь консультанта будет эффективной, а выбор успешным.
– И что же может предложить «Лаборатория принятия решений» всем этим людям?
– «Лаборатория принятия решений» помогает людям решать любые вопросы, связанные с их профессиональной жизнью. Это могут быть проблемы выбора профессии, места работы, преодоления личностных кризисов, связанных с профессиональной деятельностью, и другие вопросы. «Лаборатория…» обладает достаточным потенциалом для того, чтобы оказывать помощь работодателям в вопросах, связанных с рациональным использованием кадров.
Наша основная ставка на сочетание квалифицированного персонала, общемировых проверенных методик и современного оборудования.
У меня каждый случай интересен и уникален, двух похожих мало.
Как говорили мои преподаватели, если к вам пришел человек на консультацию, вы на него бросили беглый взгляд и вам кажется, будто вы знаете, с чем он пожаловал, то ступайте решать собственные психологические проблемы: у вас началась профессиональная деформация как у психолога-консультанта.
– А как строится консультация?
– Мы используем классические методы, которые описаны в любом учебнике по психологии. К примеру, «Пятишаговая модель интервью».
Первая фаза модели – знакомство, изложение клиентом ситуации так, как он ее осознает.
Вторая – интервью, диалог, и интерпретация позиции клиента.
Третья фаза – заключение «психологического контракта», психолог с клиентом договаривается, что будет служить решением, по каким признакам клиент догадается, что его проблема решена.
Четвертая фаза модели – диагностические процедуры и тестовые методики. Нами используются только классические и научно обоснованные психологические тесты, мы не занимаемся дерматоглификой, гаданием, физиогномикой и другими аналогичными вещами.
Все используемые методики стандартизированы, то есть апробированы на статистически значимой выборке испытуемых.
Они надежны, то есть, простите за профессиональный термин, результаты тестов устойчивы при неоднократном предъявлении и не зависят от внешних факторов, и валидны, или, говоря иначе, тесты исследуют именно те свойства и качества, которые были заявлены составителями.
И пятая фаза – совместное обсуждение дальнейших действий, исходя из полученной информации.
– А можно пример из практики?
– Конечно, при всем многообразии ситуаций и личностей, общие закономерности вопросов консультирования все-таки есть.
Иногда случается, что подросток выбирает профессию, настраивается на неё, но потом выясняется, что эта профессия ему не доступна, например, по состоянию здоровья.
У меня на консультации был выпускник 9 класса, который собирался учиться на электрика. Мальчик очень целенаправленно готовился именно к этой профессии. Но врачи наложили категорический запрет. Они пришли на консультацию с бабушкой, оба были сильно расстроены. В результате консультации мы нашли подходящий вариант, молодой человек пошел учиться радиомонтажу. Там требуется прицельное внимание, скрупулёзность, и отсутствуют ограничения, как при работе с высоким напряжением. Таких качеств как усидчивость, аккуратность и дотошность, у конкретного клиента было в избытке. В результате он поступил, благополучно учится, у него все хорошо сложилось.
Люди старше 30 лет приходят, в основном, в ситуации потери работы, в частности, после кризиса.
Например, у меня на консультации была женщина, имеет два высших образования, в последующем постоянно повышала свою квалификацию. Она много лет успешно трудилась региональным представителем крупной иностранной фармацевтической компании, прошла волна сокращений, и её уволили. Таких людей профконсультанты называют «люди со сломанной профессиональной идентичностью». Иными словами, человек работал достаточно долго по своей специальности, профессия абсолютно подходит ему, и трудовая деятельность в данной области стала неотъемлемой частью его жизни.
Менять профессию в таких ситуациях очень сложно, это весьма болезненный процесс, связанный с перестройкой собственной личности. Не все к этому готовы, потому что в таких случаях профессия – это стержень, вокруг которого данная личность строится.
Если выдернуть этот стержень, может произойти все что угодно: депрессии, неврозы, зависимости, различные заболевания.
В описываемых ситуациях нужно помочь человеку так, чтобы он не сломался, не отказывался от собственной профессиональной идентичности, и нашел себя в сложившейся ситуации. Это достаточно сложно, но возможно.
– Вы сказали «профессиональная идентичность». Это очередной «жаргонизм»? Можно его пояснить?
– Если совсем коротко, то это – степень отождествления себя с тем или иным видом профессиональной деятельности. Но, на самом деле, это тема для отдельного разговора.
– Хорошо, поговорим об этом в другой раз.
– С удовольствием.
– Ну вот, мы и определили один из вопросов следующей беседы! А пока, Елена, большое вам спасибо за встречу, ну и ждем продолжения.
– Спасибо большое. До новых встреч. Принимайте грамотные решения!
Получите больше информации на сайте Кабинета профориентации и карьерных консультаций «ЛАБОРАТОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ».
Особенно рекомендуем больше статей из авторских рубрик «Беседы с профконсультантом», «Профориентация. Техника безопасности» и «"Лаборатория" для Вас».
В оформлении использованы рисунки Роба Гонсалеса.
Comments