Осознание необходимости проведения психодиагностических обследований при приеме на работу наступило во второй половине 80-х годов прошлого века, после ряда техногенных катастроф («Адмирал Нахимов», Чернобыльская АЭС), где определяющую роль сыграл «человеческий фактор» - иными словами, на ключевых постах оказались люди, которые в силу своих психологических особенностей просто не должны были там находиться.
На вопросы отвечает Елена Некрашевич, автор и руководитель проекта «Кабинет профориентации и карьерного консультирования «ЛАБОРАТОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ»
- Здравствуйте Елена Анатольевна. Мы в каждой беседе рассматривали отдельные «ракурсы» процесса профконсультации. О чем поговорим сегодня? - Сегодня у нас основной инструмент работы профконсультанта – психологические тесты.
- Давайте начнем с истории. Когда вообще появились Тесты? - Наверное, еще во времена античности. Широко известна история, как Александр Македонский набирал солдат к себе в армию, выпуская на них льва из клетки: если человек бледнел – значит, он испугался и не подходит, если краснел – значит, разозлился и готов предъявить свои лучшие бойцовские качества. В древнем мире (Египте, Китае) также широко было использование «входных испытаний» для желающих поступить на государственную службу, которая была очень престижна в те времена: испытуемый должен был продемонстрировать уровень своей образованности, логические способности, умение находить нужные решения в стрессовых ситуациях и т.п.
А официальной «датой рождения» экспериментальной психологии принято считать вторую половину XIX века, официальными «родителями» – Вильгельма Вундта и Эдварда Титченера, чьи научные изыскания касались создания адекватных методов исследования отдельных свойств психики и мыслительных процессов.
Следует сказать, что сами по себе данные исследования носили чисто умозрительный характер, очень долгое время никакого практического применения им не находилось: практически до тех пор, пока в США и Германии не произошел промышленный бум, появились предприятия, оборудованные «по последнему слову науки и техники», и далеко не каждый работник умел справляться с усложнившимися требованиями к темпу и качеству его труда. Вот здесь, пожалуй, впервые в истории началось использование тестов для оценки профессионального потенциала кандидатов на рабочие места.
- А когда тесты пришли к нам? - В России в первой четверти прошлого века происходили примерно те же процессы, касающиеся использования психологических инструментов в целях научной организации труда, в частности, этим плотно занимались отечественные ученые во главе с В.М. Бехтеревым. Однако, пользуясь слэнгом того времени, все чаще и чаще начали происходить «перегибы на местах», результаты тестирования произносились как приговор для человека, абсолютно игнорировались такие факторы, как потребности и мотивы испытуемых – и, как итог, знаменитое постановление 1936 года «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», предопределившее отставание отечественной психологической школы от зарубежной на долгие годы. Внимание к диагностическим методам психологического исследования вновь возникло в разгар Великой Отечественной войны, после «наплыва» раненных, демонстрирующих не поддающиеся объяснению феномены поведения, обусловленные черепно-мозговыми травмами и контузиями, которым официальная медицина была не в силах помочь.
Сегодня профконсультации вполне доступны и проводятся на высоком уровне. В нашем распоряжении
высокопрофессиональные методики и оборудование.
Правда, к сожалению, количество специалистов ограниченно, но это, как говорится, «вопрос времени».
- Сегодня насколько актуально использование тестов или «Тесты разочаровывают своими результатами и серостью подхода»? Звучат разные оценки… - Я не знаю, какие тесты имел в виду автор данной цитаты, поэтому оставляю это высказывание на его профессиональной совести. Также сложно оценивать утверждение, что «тесты – это самое интересное».
Повторяю, в очередной раз: тест – в дословном переводе с английского означает «испытание» - это не более чем рабочий инструмент, которым оперирует консультант в целях получения информации, необходимой для помощи конкретному клиенту.
При этом, разумеется, к этому инструменту предъявляется ряд строгих требований.
- То есть, не всякий тест подходит для профессиональной работы? - Во-первых – стандартизированность предъявления и обработки результатов, иными словами, процедура проведения теста строго регламентирована, психолог не может по своему усмотрению менять формулировку вопроса и варианты ответа, изменять время решения задач, если оно установлено разработчиками теста, а также вносить коррективы в процедуру подсчета полученных результатов. Во-вторых – результаты тестов не должны зависеть от влияния экспериментальной ситуации и личности психолога. В-третьих – полученные в ходе тестирования индивидуальные результаты должны быть сопоставимы с нормативными (полученными в тех же условиях при обследовании репрезентативной группы): иными словами, прежде чем быть предъявленным клиенту, тест должен пройти апробацию на достаточно большой группе испытуемых, полученные при апробации результаты должны быть проанализированы и проранжированы, и, если они признаны статистически достоверными, тест может быть рекомендован для работы.
А с чем обычно сталкиваются люди, по роду своей деятельности никак не связанные с психологией и психодиагностикой? Как правило – это некие анкеты в глянцевых журналах, типа «Идеален ли Ваш брак?», «Кто глава в Вашей семье?» и т.п., носящие ярко выраженный развлекательный характер и не обладающие никакой научной
и информационной ценностью.
Безусловно, эти всплески креатива редколлегии, как говорится, и рядом не лежали с настоящими тестами.
- А говорят, что любой тест можно обмануть… - Ну, так уж и любой! Во-первых, чтобы обмануть тест, нужно знать, что именно тебе будет предъявлено: в поминаемом ранее «Мультипсихометре» сто тестов, прежде чем посадить клиента за тестирование, я формирую «батарею» по собственному усмотрению, в зависимости от того, ответы на какие вопросы мы с клиентом надеемся вместе найти. Во-вторых, тест тесту рознь – «настоящие» тесты всегда защищены так называемой «шкалой лжи», и попытки клиента ввести в заблуждение будут видны как на ладони при подведении итогов: например, выучить наизусть «правильные» ответы на все 566 вопросов Миннесотского многофакторного личностного опросника физически невозможно. Ну, допустим, обманул ты один тест, так ни один диагност никогда не принимает на веру результаты, полученные с помощью только одной методики, и обязательно их перепроверит вторым тестом, результаты которого, по задумке составителей, во многом коррелируют с результатами предыдущего. Несостыковки в ответах будут видны, и «обманщик» окажется в довольно неловкой ситуации. И в-третьих и главных – зачем? Как правило, вопросы в тестах сформулированы достаточно корректно и уважительно, ни один из предлагаемых вариантов ответа не является унизительным и оскорбительным для опрашиваемого.
Кроме этого, клиент пришел решать свои проблемы –
ну и кому он навредит в итоге, обманув консультанта?
Я не хочу в данной беседе рассматривать ситуации, когда человек приходит на консультацию с единственной целью – доказать психологу, что тот «ничего не смыслит и ничего не может», хотя такое тоже иногда встречается.
- Значит, все-таки, есть возможность самостоятельно собрать необходимые тесты (например, в Интернете), заполнить их, посмотреть результаты… И зачем консультант? - Про самостоятельный поиск тестов в Интернете, вернее, про сопутствующие такому поиску опасности, мы уже говорили в одной из предыдущих бесед, не хочется повторяться. Чтобы окончательно поставить точку в этой дискуссии, хочу напомнить старую истину: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Ни один хозяин сайта не станет выкладывать в общий доступ по-настоящему ценные материалы, которые ему самому достались далеко не бесплатно. Наивно думать, что все разработчики сайтов, где предлагается бесплатное тестирование он-лайн – прекраснодушные альтруисты, желающие бескорыстно помочь человечеству: вы им зачем-то нужны, а зачем – неизвестно. Про платные ресурсы, по-моему, тоже все понятно: если вы готовы платить неизвестно кому без гарантии нужного результата – значит, вы отчаянно смелый человек, у которого денег куры не клюют. Следующий момент: допустим, человек нашел несколько тестов, которые оказались вполне «пригодны к употреблению».
Однако очень часто бывает, что при попытке самостоятельно сопоставить полученные результаты двух и более тестов у человека, что называется, голова идет кругом и он не может без посторонней помощи систематизировать полученную информацию, настолько она разнопланова и обширна. И задача профконсультанта состоит именно в том, чтобы «отделить зерна от плевел» и обратить внимание клиента на то, что реально ему поможет.
Более того, некоторые мэтры вообще считают грубой ошибкой профконсультантов выдачу клиентам «на руки» результатов тестирования.
- Значит полные результаты тестирования клиент может не увидеть вообще? А что он получит «на руки», кроме добрых напутствий? - Выдавать клиенту можно (и обязательно нужно!) подготовленное консультантом заключение с описанием его психологических особенностей, способных обеспечить успех при построении карьеры, а также рекомендации с указанием конкретных действий, направленных на решение его проблемы. Подготовка подобного заключения – итог всей работы, проделанной консультантом совместно с клиентом, без него предоставленную услугу нельзя считать полноценной и качественной.
- Теперь, как я понимаю, мы выходим на «финишную прямую»? Что дальше делать с полученной информацией и заключением консультанта? - Очень часто реакция клиентов на результаты тестов напоминает котенка, впервые увидевшего собственное отражение в зеркале. Поэтому задача консультанта – «не дать развиться изумлению до степени болезненной» (с), а простыми, понятными и доступными для клиента словами объяснить, что, в сущности, мы получили в результате ответов на не до конца, возможно, понятные вопросы, и главное – как полученная информация может быть использована с максимальной для него пользой.
Необходимо воспринимать время и финансы, затраченные на прохождение профконсультации не как «расходы», а как «инвестицию» в собственное развитие.
Такая инвестиция способна сделать ваши дальнейшие действия по выбору места работы, либо учебы более рациональными. Таким образом, Вы сохраняете не только время и деньги, но и, зачастую, сберегаете нервы.
– Елена, большое вам спасибо за встречу, ну и ждем продолжения. – Спасибо большое. До новых встреч. Принимайте грамотные решения!
Получите больше информации на сайте Кабинета профориентации и карьерных консультаций «ЛАБОРАТОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ».
Особенно рекомендуем больше статей из авторских рубрик «БЕСЕДЫ С ПРОФКОНСУЛЬТАНТОМ», «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ» и «Разговор на заданную тему (профориентация и не только)».
В оформлении использованы рисунки Роба Гонсалеса.